Очень часто владельцы бизнеса «запивают» неприятности алкогольными напитками. Эту модель поведения нам навязывают с экранов телевизора. Достаточно вспомнить, что в лентах про успешных людей в кадре присутствуют двое: тот самый босс и бутылка, ловко изъятая из сейфа.
Молодое поколение бизнесменов перенимает эту привычку и ассоциирует употребление алкоголя с успехом и финансовым благополучием. На деле все совсем не так. Алексей Еременко, генеральный директор Gilbarco Veeder-Root в СНГ, член европейского совета директоров Fortive, объяснил в колонке на Rusbase, о том, какие взаимоотношения допустимы между бизнесом и алкоголем.
На самом деле, пишет Еременко, бизнес и алкоголь могут быть успешным тандемом, только если это – алкогольный бизнес.
В российской деловой среде принято отождествлять проведение деловых встреч и доверительных бесед с употреблением алкоголя. Зачастую такое общение перетекает в светскую тусовку, которая нередко заканчивается нелепыми выходками. Алкоголь способствует успешным переговорам и налаживанию контактов. Но, только если пьянеют ваши собеседники, а не вы.
Даже разовая пьяная выходка может разрушить деловую репутацию, которая создавалась всю жизнь.
Экспериментально доказано, что пьющие на переговорах более подвержены ошибкам и эмоциональным решениям, менее критично воспринимают информацию и чаще заключают неэффективные соглашения. Еще до всяких исследований, рабов в Спарте поили вином, чтобы избежать восстаний и усыпить бдительность. А в СССР водка служила настоящим оружием дипломатии.
Идеальный вариант — полностью отказаться от алкоголя на переговорах. Как сказал Карл Бёрне: «Можно отказаться от первой рюмки, но не от второй». Зачем же рисковать»
Предприниматель, как профессиональный игрок в покер — должен сохранять рассудительность в критические моменты. Чем меньше вещей способны выбить его из колеи, тем лучше. Для бизнеса вредно, чтобы зависимости и средства, изменяющие сознание, забирали власть над мыслями и эмоциями.
«Желание покурить мешало сосредоточиться на деталях сделки», — жаловался знакомый предприниматель. Заядлому курильщику трудно пришлось на встрече, проходившей на производстве, где курить было нельзя.
Алкоголь отнимает время и посягает на главные инструменты предпринимателя — нейроны головного мозга. Даже легальные препараты вроде «Модафинила» потом дают о себе знать побочными эффектами — сбитым режимом дня и токсическим воздействием на печень.
Относительно своего психического и физического здоровья лучше быть стратегическим инвестором и не рисковать слишком многим ради сиюминутных эффектов.
Уоррен Баффет, третий в списке богатейших людей на планете по версии Forbes, любит повторять: «То, что вы делаете прямо сейчас, сегодня, определяет, как ваш разум и тело будут работать через 10, 20 и 30 лет».
Чтобы придумать прорывную бизнес-идею нужно накопить достаточно ресурсов для ее формирования. Проще говоря, погрузиться в тему, изучить в глубину сферы своей деятельности. Никакие стимуляторы не помогут, если стимулировать нечего. Именно об этом часто забывают те, кто приводит в пример успешных личностей, употреблявших наркотики.
Даже если можно получить инсайт исключительно благодаря каким-то веществам, то это, скорее, будет разовая и зыбкая история.
Ведь такой случайный успех почти нереально повторить и очень трудно сохранить. Это напоминает историю мусорщика Майкла Кэрролла, выигравшего в лотерею 15 миллионов долларов. У него не было ни опыта ни понимания, как правильно распорядиться таким подарком судьбы. Поэтому вскоре он все прогулял и вернулся к прежней работе мусорщика.
В России бизнесмены довольно часто употребляют алкоголь на переговорах, деловых ужинах, презентациях, открытии и закрытии сделок. А учитывая особенности их нейромедиаторного обмена, быстро подсаживаются на постоянное употребление.
За последние десять лет у нас было два «пиковых» года, когда число госпитализаций бизнесменов резко увеличивалось — в 2008 и 2014 годах, причём в 2014 году на 25% выросло число людей, обратившихся впервые. Кризис также может стать спусковым крючком и для тех, кто уже прошёл лечение и находится в ремиссии. Они способны не сорваться во время очередного головокружительного успеха, но не всегда стабильно переживают падения. Девять из десяти пациентов-бизнесменов — мужчины. Средний возраст пациентов-бизнесменов — около 45 лет для жителей Москвы и Санкт-Петербурга и чуть старше 50 для пациентов из регионов, рассказывает главный врач Клиники Маршака Дмитрий Вашкин.
По его словам, для бизнесменов Москвы и Питера больше характерна полинаркомания — почти 90% бизнесменов, которые попадают в наркологическую клинику, лечатся сразу от алкоголизма и наркомании. В крупных городах существуют целые кокаиновые тусовки. В регионах дорогие наркотики не столь распространены, поэтому оттуда приезжают лечить только алкогольную зависимость. Для бизнесменов характерно употребление виски, коньяка и рома. Водка встречается достаточно редко. День может начаться с шампанского или вина (за обедом или на встрече), но постоянно употребляют исключительно крепкие спиртные напитки. В среднем бизнесмены попадают в клинику со стажем алкоголизма семь-десять лет.